История

информация
новости
наше качество
стоимость
госпатент
статьи
словарь

дизайн
автограф
монограмма

знаки
фирменный стиль
этикетка
плакат
буклет

гербы
разработка
история
структура
территориальные
корпоративные
родовые
футбольные
1mach1.gif (1425 bytes)
проколы

эл-ты герба
цвет
фигуры
щиты

короны
украшения

координаты
наши телефоны и  электронный адрес

© DETTA-DESIGN 1993-2005

 


tme.gif (1991 bytes)

ГЕРБУ ВСЕ ВОЗРАСТЫ ПОКОРНЫ

| геральдика | герб | возрождение |
|
собственность |

Прогулка по узким, средневековым улочкам малознакомого немецкого городка может подчас преподнести неожиданный сюрприз. Свернешь в сторону от центральной площади с ее вечным праздником и веселой, нарядной кутерьмой, и неожиданно для себя сталкиваешся один на один с ЕЕ Величеством Историей.

Перед глазами уже иная картина -- высится древняя, глухая крепостная стена, поросшая от времени мхом и зеленью, и, налетевший вдруг, ниоткуда, ветерок, словно подшучивая над ее суровостью, теребит и заигрывает с листвой. Стена оживает... Вдруг в глубине мигнул и тут же прятался чей-то гордый профиль, блеснуло старое золото и ... все пропало.

Любопытства ради подходишь ближе и вот уже из стены выступает величественое скульптурное изображение древнего герба. Подпись внизу, под щитом гласит, что герб сей принадлежит князю Карлу Каспару фон Левелю и выполнен кульптором Михелем Мюллером в 1660 году.

Герб рода, насчитывающего трехвековую давность, -- вот что хранит старая стена! Кто же был этот человек? Кем были его потомки, живы ли они - продолжатели династии?

Герб, собственно, сохранил лишь внешние очертания, детали же от времени стерлись: щит овальной формы в плавных линиях позднего барокко, сочная, раскидистая растительность по бокам, фигуры щитодержателей, в которых угадываются любимый германцами орел и лев -- символ могущества. Герб венчает княжеская корона, что свидетельствует о принадлежности гербовладельца к именитому титулованому роду.

Изображение пронесло в веках информацию о том, кем был этот человек, какое положение в обществе занимал, и даже то, что герб не был разрушен или снят со стены, говорит об уважении и памяти потомков.

И дело ведь даже не в высоком социальном статусе конкретного человека, дающем определенные преимущества, в том числе и исторические. Человеческая природа такова, что все происходящие события рассматриваются им через призму собственного Эго. Каждый индивид творит СВОЮ историю и продолжает СВОЙ РОД, который накапливает не только материальные, но и моральные ценности. Существуют ведь целые династиии, которые из поколения в поколение занимаются одним и тем же делом -- врачи, художники, музыканты, промышленники, политики... Опыт накапливается на генном уровне. Каждый новый член рода чувствует себя причастным к клану и определенного рода занятию или ремеслу, ощущает за собой мощь поколений, становится сильнее и значимее в собственных глазах и в глазах окружающих.

Поэтому члены династии окружают себя символами, напоминающими об этой сопричастности -- это и детали экстерьера, интерьера, одежда, украшения, картины с изображением ГЕРБА рода -- традиционного носителя информации о качествах, достоинствах и достижениях его членов.

Интерес к сохранению и передаче подобного рода информации, несущей скрытый, закодированный смысл, подразумевающий определенный путь развития поколения, возник давно. Формируется целая наука о гербах, называемая геральдикой.

Геральдика -- наука о гербах

Геральдику можно определить как учение о гербах, в которых существенную и необходимую часть составляет определенной формы и окраски щит, на котором находятся предметы, животные и символы, несущие смысловую нагрузку, и часто дополняющий этот щит шлем с его атрибутами.

Корень слова герб (herb) встречается во многих славянских и германских языках (herb, erb, irb) в значении наследовать. Отсюда само название изображения указывает на его наследственность и неизменяемось (в основе символики).

Именно эти качества -- неизменяемость и наследственность -- отличают герб от эмблем и девизов, применяемых с незапамятных времен для различия и узнавания друг друга. Герб считался наследственным знаком благородного происхождения и составлялся для гербовладельца специалистом, обладающим достаточными знаниями в области геральдики, на основании выработанных не одним поколением правил.

Начало развития геральдики* относится ко времени крестовых походов и расцвета рыцарства (конец ХІ - ХІІ ст.) Закованные с ног до головы в железные доспехи рыцари как-бы утрачивали свою индивидуальность, так что "лицом" отдельной личности был, подчас, лишь его щит определенного цвета с изображенной на нем простой символикой. Позднее на щитах, шлемах, знаменах, седлах стали помещаться и иные изображения, с качествами которых отождествлял себя рыцарь, что дало сильный толчок к развитию рыцарской геральдики. Итак, для того, чтобы определить, какой рыцарь скрывается под железными доспехами, нужно было сначала изучить поле на его щите, какие на нем цвета и фигуры, какие перья или изображения украшают шлем, о чем гласит девиз и т.п.

Для того, чтобы облегчить процесс узнавания рыцаря существовали специальные люди -- герольды, в задачу которых входило блазонирование --публичное описание герба перед турниром, восхваление эстетических качеств герба и достоинств самого гербовладельца.

Герольды занимались изучением гербов, вели реестры, составляли специальные правила разработки гербов. С ХV века герольды образовывают свои цехи. Во главе цеховой корпорации стоял так называемый гербовый король, торжественно возводившийся в это звание, и получавший при этом атрибуты власти, означавшие его достоинство и род занятий.

Развитие феодализма с системой поместных землевладений способствовало становлению родовых гербов.

Со временем геральдика становится образным языком эпохи, формирует взгляды и вкусы современников. Костюмы окрашиваютя в геральдические цвета, в украшениях, вышивках, деталях интерьера, экстерьера используются гербовые мотивы.

Герб: основные понятия

Гербами называются особые фигуры или символические изображения, составленные на основании точно определенных правил и служащие постоянными отличительными знаками отдельного лица, рода, сообщества, учреждения, города, области или государства.

Гербы всегда имели значение особого отличительного знака и давались именно в этом качестве. Гербом, жалованным определенному лицу (роду и п.т.) никто не мог воспользоваться, кроме как с дозволения владельца герба, и только в установленном законом порядке.

Гербы можно разделить на следующие категории:

1. Гербы государственные
Представляют геральдические эмблемы   территорий, входящих в состав государства. Гербы эти часто помещают вместе с гербами коронованных особ, стоящих во главе государства.

2. Гербы местные
Представляют геральдические эмблемы, присвоенные городам, областям и т.п.

3. Гербы сообществ (в том числе, и коммерческие)
Представляют геральдические эмблемы, принадлежащие различным корпорациям, цехам, учреждениям, предприятиям, клубам и т.п.

4. Гербы родовые (фамильные)
Переходят по наследству лицам одного рода.

В гербах использовались изображения различных животных - львов, крылатых коней, быков, леопардов, собак и проф. стоящих или шествующих; птиц - орлов, пеликанов, ласточек, сказочных грифонов и проч.; различных предметов, с которыми имелись ассоциации у гербовладельца - лестница, топор, шахматная доска, меч, сабля, пистолет, пушка и проч.

Средневековая геральдика закрепила свою систему цветов: желтый (золотой), белый (серебро), красный, голубой (лазурь), зеленый, пурпурный, оранжевый, коричневый, черный.

Цвета, кроме зрительной идентификации, несли символическую нагрузку. Средневековые алхимики признавали особенную качественную связь между цветами, металлами и планетами. Например, если гербовладелец блистал в обществе, имел удачную карьеру и п.т., то в гербе обязательно присутствовал желтый (золотой) цвет -- подобно лучам солнца. Или гербовладелец был сильным, мужественным воином, -- в этом случае на гербе присутствовал красный цвет.

Следовательно, специалист, занимающийся составлением герба, должен был быть сведущим не только в живописи или истории геральдики, но и быть в курсе последних открытий науки -- химии, металловедении, производстве художественных материалов и тд.

Развитие геральдики прерывает бурный период революционных преобразований, происходящих на протяжении ХVІІІ - ХХ ст. в различных странах евразийского континента. Ломается старая система управления, происходит очередной передел собственности и борьба за власть.

Новую жизнь геральдическим эмблемам и гербам дало использование их в коммерческих целях в качестве основы для композиции этикеток дорогих вин и коньяков, сигар и сигарет, престижных товаров, клубных атрибутов и т.д.

Геральдика: возрождение

Дальше речь пойдет не только, и не столько о гербах уже существующих, старых, владельцы которых теперь могут открыто заявлять о своей принадлежности именитому роду, сколько о зарождении новых династий - промышленников, предпринимателей, художников, врачей и проч. Сейчас становиться хорошей традицией наряду с заключением брачных контрактов начинать новую жизнь под знаком своего родового герба.

Герб может принимать участие в свадебной церемонии наряду с женихом и невестой, и, вобрав в себя всю положительную энергетику момента, уже с этого знаменательного события формировать историю нового рода.

Кроме родовых гербов, большую популярность сегодня имеют гербы коммерческие, используемые в качестве товарных знаков и эмблем общественных организаций, различных клубов. Несомненно, к товарам и услугам, предлагаемым под маркой геральдической эмблемы, доверия больше. Ведь, традиционно герб был не только признанным знаком отличия и благородного происхождения, но и накладывал на гербовладельца определенную ответственность за свои поступки. Истории геральдики известны случаи, когда на владельца герба налагались определенные взыскания за неблаговидные поступки и эти взыскания отражались на гербе (например, намеренное искажение формы щита) и их нельзя было самовольно устранить.

В странах с устойчивими геральдическими традициями сформировалась целая индустрия по изготовлению гербов и различных геральдичных элементов в объеме и цвете, нанесении их на различные предметы интеръера и экстеръера.

Необходимо подчеркнуть, что разрабатывать геральдическую эмблему в качестве товарного знака нужно, обладая достаточными знаниями в области геральдики. Герб, составленный с грубыми нарушениями установленных правил, теряет свой смысл и, как следствие, положительную энергетику. Чего, например, стоит герб, в котором щитодержатели, вместо выполнения своей прямой задачи -- прочно держать щит -- безучастно сидят рядом со щитом или еще того хуже, - повернулись к нему спиной.

Тоже самое касается и выбора окраски щита, его формы, атрибутов и всего герба в целом.

Герб как собственность

Герб не просто особенный знак отличия, красивое изображение с элементами благородной роскоши, -- это прежде всего собственность гербовладельца. Эта собственность, не будучи материальной, может приносить доход, не меньший, чем традиционная материальная собственность.

Герб, воплощенный в материальную форму - то есть составленное по геральдическим канонам произведение искусства - уже является объектом авторского права и на него распространяется действие закона об авторских правах со всеми вытекающими правовыми последствиями. Автор-разработчик, передает авторские права на герб гербовладельцу и факт передачи прав подтверждается авторским свидетельством, выданным компетентным государственным органом.

При желании гербовладелец может зарегистрировать свой герб в Реестре частных гербов Украины.

Для коммерческих гербов, основной функцией которых является индивидуализация товаров либо услуг, предусмотрена процедура регистрации в Укрпатенте с выдачей Свидетельства собственника либо Патента на промышленный образец.

статье использованы материалы книги Арсеньева Ю.В. "Геральдика".- Ковров: БЕСТ-В. - 1997.

Карая Н.В., Карый М.С. с, все авторские права защищены.

Для получения более подробной информации по интересующим Вас вопросам наши координаты.

Владельцы дизайн-студии "DETTA-дизайн"
и сайта.

tme.gif (1991 bytes)