Статьи

информация
новости
наше качество
стоимость
госпатент
статьи
словарь

дизайн
автограф
монограмма

товарный знак
фирменный стиль
этикетка
плакат
буклет

гербы
разработка
история
структура
территориальные
корпоративные
родовые
футбольные
1mach1.gif (1425 bytes)
проколы

эл-ты герба
цвет
фигуры
щиты

короны
украшения

координаты
наши телефоны и  электронный адрес

© DETTA-DESIGN 1993-2005

 


tme.gif (1991 bytes)

ГРАФИЧЕСКИЙ СИМВОЛ,

ТОВАРНЫЙ ЗНАК (или ЭМБЛЕМА)
и
КОРПОРАТИВНЫЙ (ФИРМЕННЫЙ) СТИЛЬ

(принципиальная разница и коэффициенты сложности)

Большинство наших уважаемых Заказчиков с самого начала говорят о разработке комплексного корпоративного (фирменного) стиля или дизайна. Но иногда приходиться слышать: "А в чем принципиальная разница проектирования товарного знака (эмблемы, торговой марки) и фирменного (корпоративного) стиля в целом? Ведь при наличии основного графического элемента (т.е. знака) любое агентство, которое занимается нанесением изображений на сувениры или печатью полиграфии, может само разместить наш знак или эмблему в нужное место и добавить к ней все, что необходимо"!

Конечно может. Но в таких агентствах, как правило, основная деятельность -- производство тиражной продукции по готовым макетам и поэтому хорошему дизайнеру там нет необходимого поля деятельности. В таком агентстве Вам вряд ли станут предлагать варианты дизайна за пределами стандартных. А уж собрать все разрозненные элементы в единую графическую систему безошибочного узнавания самостоятельно просто невозможно.

Да, дело даже не в этом! У различных людей -- разный   жизненный опыт и приоритеты. Одни, например, предпочитают даже для обустройства дачной беседки приглашать архитектора или дизайнера. А оформление квартиры или офиса для них немыслимо без непосредственного участия специалистов -- от планировки пространства до выбора обоев и плитки. А есть любители, самостоятельно посещающие магазины и рынки, и, сообразно своим вкусам покупающие материалы и детали интеръера. Потом они сами сверлят, забивают, красят и клеют.

В конце концов, если способности, время и энергия позволяют уследить абсолютно за всем, что происходит каждый день с собственной корпоративной идентификацией, можно заняться этим самостоятельно. Наверняка среди ваших знакомых есть такие, которые получают настоящее удовольствие, отдавая себя творческому процессу вечерами после работы и в выходные. Более того -- они не желают слушать критику подчиненных и друзей...

Теперь приведем различия проектирования только графического символа или товарного знака (эмблемы) и корпоративного стиля в целом. А Вы решайте, стоит ли платить за эти отличия или нет.

Разработанный Дизайнером графический символ, в случае прохождения им регистрации в Укрпатенте или Минюсте, вполне может выполнять формальные функции товарного знака или эмблемы -- идентифицировать (отличать) их владельца от конкурентов. Но ответственность за рекламные способности такой символики, а именно: смысловое наполнение, идеологию составляющих изобразительной композиции, выбор шрифта для логотипа (названия), цветовую палитру и, как итог, -- правильное восприятие публикой, -- Заказчик несет самостоятельно.

Происходит такое проектирование исключительно по инициативе Заказчика примерно следующим образом: Заказчик поясняет свою собственную идею символики. В присутствии Заказчика делается композиционный набросок от руки. После его утверждения Дизайнер предлагает один или несколько графических эскизов и после согласования одного из них  доводит окончательный вариант.

Таких случаев в нашей практике крайне мало. Иногда в такой способ мы решали частные проблемы наших постоянных Заказчиков. При этом часто начатая таким образом работа, как графический символ "эконом" или "приват" по инициативе самих же клиентов затем переростала в другую категорию или другой вид работ... Но об этом дальше.

Во время создания товарного знака (эмблемы), после сбора необходимой информации, при совместном обсуждении Дизайнера и Заказчика, намечается спектр идей, по которым Дизайнером делается не менее 10-ти оригинальных эскизов ("эконом"), и затем наиболее удачный эскиз доводится до конца. Но при этом многое может остаться вне поля зрения участников проекта. Так, при разработке только знака без элементов корпоративного дизайна могут быть упущены такие важные требования, как крупные элементы и хорошая видимость эмблемы ограниченного размера с большого расстояния (например, для футбольного клуба), основной горизонтальный блок (например, для транспортной компании), исключительная технологичность при нанесении штампом или трафаретом на мешки из грубой ткани (например, для производителя сыпучих стройматериалов), возможность  нанесения зеркального изображения (например, для авиакомпании) и т.д.

Бывают, правда, случаи, когда это и не требуется: эмблемы чемпионатов Украины по футболу наносятся на афиши, программки и билеты каждым клубом по своему усмотрению, и тут вместо ужесточения требований лучше дать больше свободы. По этой причине, идеальной эмблемой будет та, которая не требует определенного цвета, а хороша в любом из клубных цветовых сочетаний. Но это скорее яркий пример исключения из правил.

Именно как исключение из правил, мы иногда разрабатываем только знаки или эмблемы, демонстрируя на начальном этапе на двух-трех элементах дизайна, какой может быть удачная композиция с использованием основного элемента. Приводим примеры такого графического объема: 11 и 12 чемпионат Украины по футболу, торговая марка "Сокровища карпатских гор", бизнесс-клубы "Английский клуб" и "Саме Той", корпорации "Global" и "NewGate Sales". Обычно в течение года, по просьбе Заказчика, приходится возвращаться к таким проектам и продолжать их (иногда, по причине выхода из-под контроля процесса различных трактовок изображения и тиражирования), что тянет за собой дополнительные расходы и время.  Поэтому правильнее, проще, дешевле и приятнее для обеих сторон сделать весь комплекс сразу.

По тем же причинам (выход из-под контроля различных трактовок изображения и тиражирования) иногда приходится создавать корпоративный стиль на основе графических элементов, разработанных ранее без общей концепции и учета технологических ньюансов. Часто в процессе работы приходится видоизменять и основу дизайна на более логическую, и технологичную. Примером такой работы является корпоративный дизайн торгового дома "РОКСОЛАНА", 1995 г., которая была отмечена специальным дипломом на Международном конкурсе "Золотой ПРОФИль"96". Здесь мы приводим только некоторые элементы из 50-ти страничного каталога.

Перед началом работы над комплексным корпоративным дизайном (фирменным стилем) нами изучается информация о создании фирмы и ее владельцах, о работе конкурентов, о перспективах развития; при разработке осуществляется более широкий охват элементов, из которых будет состоять узнавание рекламной продукции - цветовые и композиционные сочетания, характерные шрифты, концепция предпочтительных форм и расцветок сувенирной продукции, транспорт, вывески и т.д. Составляется Задание на проект и начинается Разработка корпоративного дизайна.

Процесс эскизирования и максимального количества генерации идей ("бизнес") или без ограничения количества ("премиум") занимает от недели до месяца и более. Затем наиболее удачная идея доводится до окончательного графического или объемного решения. В итоге определяется графическая идеология предпочтений и полный конструктор основных и дополнительных элементов, пользуясь которым, можно довольно точно соблюдать целостность всей фирменной атрибутики, и на его основе разрабатывать новые элементы, не выпадая из целостного образа. Разнообразие таких элементов посмотрите на некоторых примерах: Международной ассоциации "ОМЕГА МИНЕРАЛЗ", благотворительной организации "САНТ ВИНСЕНТ", авиакомпании "EXECUTIVE AVIATION", транспортной компании "Логистик-Транс", футбольных клубов "ЦСКА-КИЕВ" и "АРСЕНАЛ-КИЕВ", Государственного научно-технического центра по ядерной и радиационной безопасности ГНТЦ ЯРБ, эко-технократического благотворительного фонда "ДИМАЙ" и.т.д.

Помимо различий подходов в проектировании, существуют еще разница в оценке будущего проекта. О минимальной цене можно говорить только тогда, когда работа постоянно ведется тет-а-тет с лицом, принимающим решения непосредственно. Тогда учитываются именно его видение, постановка задач, вкусы и эстетические предпочтения, а совместная интуиция дизайнера и Заказчика позволяет, минуя тупиковые ответвления в развитии проекта, довольно быстро получить положительный результат.

Если же в подготовке и оценке всех этапов проекта принимает участие несколько человек, то стоимость возрастает по мере увеличения участников творческого коллектива (приемной комиссии). Причем часто меньшая часть такого коллектива работает на результат, а большая на процесс. Как, в свое время, выразился один из участников комиссии: Я как студент - все понимаю, а сказать не могу...

После многолетнего опыта в категории "премиум" были разработаны повышающие коэффициенты, которые объективно отражают усложнение творческого процесса и увеличения количества проделанной работы, при условии, что все члены приемной комиссии участвуют одновременно во всех обсуждениях и принятии решений. Если же кто-то из участников захочет наложить veto на принятое без него решение и предложит внести незначительные изменения, то это возможно только при согласии остальных членов комиссии, и в течение текущих с момента принятия решения суток.

Если у Вас появились сомнения в правомерности такого подхода, то можете провести своими силами маленький эксперимент. Возьмите пакет  кислого лимоного и сладкого виноградного сока, и смешайте коктейль. Вкусно? А теперь дайте его попробовать другим людям и спросите, нравится ли им вкус или надо что-либо добавить? Редко кто откажется от своего совета по улучшению вкусовых качеств Вашего кулинарного эксперимента. Еще сложнее сделать коктейль, который устроит абсолютно всех. И обязательно надутся такие, которые пьют только чистый лимонный или чистый виноградный сок. И даже те, кто сок не пьет вовсе.

Аналогичные, но более радикальные эксперименты каждый из нас проводит с выбором обоев для комнаты или пошивом костюма. И если обои уже наклеены, а ткань раскроена, то для внесения кардинальных изменений в цвет или фасон необходимо начинать все заново: покупать новые материалы и оплачивать работу мастера второй раз...

Далее мы приводим коэффициенты для 10 участников приемной комиссии (творческого коллектива Заказчика):

участники приемной комиссии

коэффициент

1 человек 1,0
2 человека 1,3
3 человека 1,6
4 человека 1,9
5 человек 2,1
6 человек 2,3
7 человек 2,5
8 человек 2,7
9 человек 2,9
10 человек 3,0

Опыт показал, что при дальнейшем увеличении числа участников, творческий и производственный процесс мало изменяется.

Таким образом, эмблема бизнесс-клуба, Заказчик которой (лицо, принимающее решение):

  • один человек  - может стоить 500 у.е.;

  • коллектив из 3-х человек  - 500 х 1.6 =  650 у.е.;

  • комиссия из 7-и человек  - 500 х 2.5 = 1250 у.е.

Аналогично можно расчитывать любой элемент или комплекс корпоративного дизайна и решать, стоит ли привлекать всех учредителей или сотрудников фирмы, или ограничиться мнением Президента, Генерального директора или владельца. От уменьшения слагаемых  уменьшается и затраченная сумма и время, а качество не страдает.

В Н И М А Н И Е ! При общей стоимости дизайн-проекта

более 500 у.е. Заказчик получает право на бесплатную разработку 1-го дополнительного элемента дизайна по договоренности (табличка на дверь кабинета, размещение на сувенирах, вариант визитки, бланк, конверт);

более 1000 у.е. - на бесплатную разработку 3-х дополнительных элементов дизайна (см. перечень выше).

Предложения действительны в течение 9-ти месяцев с начала работы независимо от сроков ее окончания.

© Карая Н.В., Карый М.С., ДЕТТА -ДИЗАЙН, 1991-2005. Владельцы дизайн-студии "DETTA-дизайн" и сайта. Все права защищены.                 

При использовании выдержек из статьи ссылка на первоисточник обязательна. в начало

Для получения более подробной информации по интересующим Вас вопросам наши координаты.

tme.gif (1991 bytes)

 

 

информация
новости
наше качество
стоимость
госпатент
статьи
словарь

дизайн
автограф
монограмма

знаки
фирменный стиль
этикетка
плакат
буклет

гербы
разработка
история
структура
территориальные
корпоративные
родовые
футбольные
1mach1.gif (1425 bytes)
проколы

эл-ты герба
цвет
фигуры
щиты

короны
украшения

координаты
наши телефоны и  электронный адрес

© DETTA-DESIGN 1993-2005